Одиссея / L'odyssée
Есть пути, которые не отыщешь на картах. Есть цели, которые укажет только любовь. «Одиссея» - самый масштабный приключенческий проект современного французского кино. История героя, открывшего человечеству «второй космос». Его экспедиции вдохновили миллионы. Его главное путешествие осталось тайной.
Первопроходец. Мечтатель. Бунтарь. Легендарный Жак-Ив Кусто: его корабль, его открытия, его настоящая Одиссея.
- Съёмки проходили в части Антарктики, на которую претендует Аргентина.
- Фильм был удостоен премии международной экологической организации Greenpeace на международном кинофестивале в Сан-Себастьяне в 2016 году.
- На роль Жак Ива Кусто рассматривались кандидатуры Ромена Дюриса и Эдриена Броуди.
Жак Ив Кусто, которого мы не знали
Имя великого французского океанолога Жака Ива Кусто золотыми буквами вбито в анналы научных изысканий, пронзивших революционный во всех смыслах 20 век. Исследователь с незатухающим огнем в глазах и неотвратимым влечением к глубоким морским далям стал автором множества известных научно-популярных программ, запатентовал несколько важнейших изобретений, включая акваланг, и всей своей жизнью доказал, что порой мечты имеют свойство сбываться, но для этого необходимо верить без остатка в праведность выбранного пути, и не сворачивать с него несмотря ни на какие невзгоды. Для большинства зрителей по обе стороны океана, который так любил бороздить неутомимый капитан исследовательского судна «Калипсо», имя Жака Ива Кусто неразрывно связано в первую очередь с серией его небезызвестных документальных фильмов, описывающих открытия, наблюдения и предположения, выстроенные командой во время череды длительных плаваний. От всевидящего ока оператора не ускользала практически ни одна деталь, к которой прикладывал руку непосредственно Кусто, включая бытовые проблемы и взаимоотношения между членами экипажа. Вместе с тем «Подводная одиссея Кусто» так и не открыла истинную суть характера исследователя, оставив множество интригующих нюансов его личной жизни за пределами видения камеры. Эту небольшую, но досадную оплошность постарался искоренить Жером Салль, постановщик весьма примечательных приключенческих картин, взявшийся за байопик о несравненном Жаке Кусто, озаглавленный просто и лаконично, как «Одиссея».
Используя щедрый видео и печатный материал, подаренный миру командой Кусто, Жером Салль доработал известную информацию редкими откровениями, полученными от приспешников океанолога, а также его близких и родных. Благодаря этому «Одиссея» приобрела яркие эмоциональные тона, и смогла проникнуть в закрытые кабинеты и каюты, где обитал, творил, любил и мечтал Жак Ив Кусто. Итак, лента переносит нас на несколько десятилетий назад и представляет главного героя в исполнении Ламбера Вильсона, который уже оставил позади тяготы и невзгоды, выпавшие на его долю во времена Второй мировой войны и сосредоточился на воплощении заветной мечты, не дающей ему покоя на протяжении долгих, даже бесконечных лет. Заручившись необходимой поддержкой добрый товарищей, редких спонсоров и родной жены Симоны (Одри Тоту), Жак Ив берет в аренду потрепанный кораблик, впоследствии окрещенный бессмертным «Калипсо», дабы сделать из него базовую платформу исследований мирового океана. Не обращая внимание на скептиков и недоброжелателей, Кусто отправляется в свое первое плавание, которое, как известно, последним уж точно не будет. Таким образом, на наших глазах рождается капитан Кусто, неординарная личность, творящая историю, которую хочется знать и изучать!
Переключив внимание от остросюжетных триллеров к биографической драме, Жером Салль насытил историю неподдельными, сильными переживаниями, показав Жака Ива Кусто как живого, настоящего человека, терзаемого переживаниями и сомнениями, но вместе с тем верующего в собственное дело, ради которого он пошел на множественные лишения и непростые компромиссы с собственной совестью. В отличии от «Подводной одиссеи Кусто», лента Салля не ставит во главу повествования исследования, хотя они также занимают значительную часть хронометража. Вместо того, чтобы в педантично рассмотренных мелочах показывать ореол обитания тех или иных рыб и земноводных, Салль показывает уникальные кадры того, каким же образом Кусто стал тем человеком, коим восхищаются благодарные зрители, и коего ненавидят менее удачливые конкуренты. К чести режиссера, он не побоялся надвинуть на светлый облик Кусто немного темных туч, стараясь быть как можно более объективным. Салль не пытается оправдать своего героя в острых, неоднозначных эпизодах, а нацелен на то, чтобы показать его биографию с разных точек, дабы вывести обобщенное мнение о Кусто, сотканное из различных информационных источников, не понаслышке знакомых с самим капитаном «Калипсо».
Непростая задача лежала не только на Жероме Салле, но и на Ламбере Вильсоне, именитом французском актере, которому в последнее время не часто получается играть настолько выдающихся личностей, выдуманных или настоящих. В исполнении Вильсона Кусто предстал пред нами визуально почти таким, каким мы его помним по циклу популярных передач, и вместе с тем именитый исследователь раскрывается с ранее неизвестной стороны. Мы видим, какие чувства связывали его с супругой, что на самом деле творилось между ним и сыном, отказывающимся принимать философию отца, бросившегося в погоню за морской волной. В определенных моментах Вильсону пришлось импровизировать, так как далеко не все, что известно из официальных источников и рассказов можно считать абсолютно достоверной информацией. Весьма интересно было наблюдать за манерой игры актера в наиболее неоднозначные моменты, когда его героя обвиняли в излишне жестоком обращении с животным миром во времена его первых экспедиций. Какими бы симпатиями Вильсон не проникся к Кусто, он понимал, что от него ожидают честной игры, без лишних прикрас, и он ее показал в наилучшем виде, чем здорово облегчил задачу Жерома Салля, взявшегося за самую тяжелую работу за всю карьеру. Не подвели постановщика и коллеги Вильсона, взявшиеся за не менее сложные образы, требующие к себе аккуратного и вдумчивого подхода. Воздушная и одновременно трагичная Одри Тоту предстала пред нами как муза, опора и правая рука Кусто, стараясь не покидать мужа даже в те моменты, когда их семейная жизнь находится пол угрозой развала. В свою очередь Пьер Нинэ, исполнитель роли Филипа Кусто, показал нам, какие на самом деле бушевали страсти на борту «Калипсо», скрываемые за безмятежными улыбками, сверкающими в официальной хронике плаваний.
Говоря об «Одиссее» нельзя оставить за пределами внимания уникальную красоту подводного мира нашей планеты, за которой ранее гонялся Кусто, а теперь его место ненадолго занял Жером Салль. Привлекательные кадры, наполненные густотой живописных красок, невероятные ракурсы самозабвенного оператора Матиаса Букара и бесподобная музыка от маэстро Александра Депла подарили зрителям незабываемые мгновения незатихающего ни на миг праздника, разгулявшегося на глубине. Жерому Саллю удалось соединить воедино горький драматизм, восторженность желанных открытий, красоту кадра и пробирающую до глубины души музыку, сотворив из «Одиссеи» достойную Жака Ива Кусто память. И самое главное, что режиссер нарочито отказался от искусственно выставленного на пьедестал образа Кусто, показав его таким, каким он был в настоящей жизни максимально приближенно к действительности.
В итоге хочу сказать, что «Одиссея» заново знакомит нас с Жаком Ивом Кусто, открывая скрытые от широкого обозрения каюты «Калипсо», дабы с поклоном уважения и стремлением во что бы то ни стало раскрыть правду, отправиться в незабываемое путешествие ценность которого невозможно переоценить. Не поленитесь и вы ступить на борт судна капитана Жерома Салля, дабы еще ближе соприкоснуться с историей, поведанной человеком, некогда отправившемся в плавание за мечтой. Приятного просмотра!
9 из 10
PALPATINE
Один из лучших фильмов года
Этот фильм - редкий случай, когда завышенные ожидания не приносят разочарования, напротив, оправдываются. Ведь когда Жером Салль собрался снимать байопик о Жаке-Иве Кусто, ученом, известном всему миру, чьими документальными фильмами о морских глубинах засматривались практически все, он заинтриговал, но и вызвал скептицизм, ведь такой проект требует и внушительного бюджета, чтобы объехать весь земной шар вслед за культовым океанографом, и кропотливого отбора актеров, и их преданности общему делу, и адского труда над материалом, поскольку это наш современник, и еще живы его родственники и друзья. Но в итоге, на мой взгляд, все получилось.
В первую очередь отмечу, что сценаристам удалось создать отличный байопик: они не скатились в прозу жизни, но и не держались мертвой хваткой за имя. Их Кусто получился живым человеком, фанатом своего дела с горящими глазами и ворохом идей, но при этом показано, как далек он от того имиджа, который сам себе создал на телеэкране - неидеальный семьянин, неэтичные методы исследований, безразличие к окружающим. Превращение в яркий бренд романтика волей судьбы спущенного с небес под воду (изначально Кусто мечтал летать) создателям удалось показать прекрасно. Образ капитана получился цельным и законченным: мы видим, как он развивается в личностном и профессиональном плане, как теряет человеческий облик, а за ним любовь и уважение близких, как становится иконой.
Фильм однозначно для большого экрана. Преступно лишать себя удовольствия смотреть непроизвольно расширяющимися глазами на проплывающего мимо кита, рядом с которым ты все равно что его зубочистка. Будто захлопывать перед самым носом акулы дверь клетки. Вжиматься в кресло, инстинктивно отшатываясь от огромной волны, которая, кажется, сейчас на тебя хлынет с экрана. Не могу не отметить, что практически вся эта красота снята без надоевшей до смерти компьютерной графики. Жером Салль рассказывал в интервью, что поскольку фильм о реальном человеке, о деятельности которого сохранилось множество документальных лент, он хотел снимать в тех же гротах, пещерах. Но, к сожалению, из-за экологических проблем те места, где Кусто снимал мириады экзотических рыб, теперь нет ничего - все вымерло. Надо было либо выбирать другие локации, либо дорисовывать рыб. И только подобное создано с применением графики, все остальное снималось на самом деле. Съемочная группа добралась даже до Антарктиды. Из интересного еще отмечу, что тут есть простор для тех, кто любит искать всякие несоответствия, ведь Жером Салль настолько хотел снять аутентичный фильм, что у него все актеры плавают в аквалангах, какие были в 40е годы - ничего современного, все должно быть как в те времена.
Фильм не провисает ни в одном эпизоде. Создатели грамотно лавируют между сценами, оживляющими историю, трогательной драмой и медитативным созерцанием. Едва ты чувствуешь, что устал утирать слезы, как ты уже почти в пасти разъяренной акулы, не успел испугаться, как присутствуешь на вручении очередной награды, сменяющейся семейной разборкой, за которой паришь в невесомости морской бездны, забывая обо всем и лишь погружаясь в негу безмолвия.
Не последнюю роль в эмоциональном восприятии ленты сыграла изумительная музыка Александра Деспла. Сезароносный, оскароносный, с БАФТОЙ и прочими золотыми глобусами, Деспла создал очередной шедевр. Пишу сейчас, параллельно слушая заглавную композицию, и перед глазами сам собой возникает парусник, который несется через моря и океаны за мечтой, солнечные блики скачут в волнах вместе с веселыми дельфинами, на губах соленый ветер, и в мыслях герои бессмертных романов Жюля Верна, которые читал Жак-Ив своим сыновьям. Переключаешь на Exploration, и словно погружаешься под тяжестью акваланга в пучину, наблюдая, как удаляется солнце под толщей воды, и как искрятся и кружатся капли. Потрясающе!
Что до актерского состава, то несправедливо было бы писать только о центральных, но всех не упомянешь. Одно скажу - каждый заслуживает похвалы. Попади я на премьеру, где были бы все актеры, наверное, кинулась бы с обнимашками к медведю, игравшему Бебера - ну, прелесть же что такое! Что до Ламбера Вильсона, то это, безусловно, его роль. Глядя на него, забывалось, что смотришь не на реального Кусто, хотя внешнего сходства не так и много, и вообще я помню капитана сухеньким дедком, в коего Вильсона сложно превратить. Настолько прожитая роль, что не представляю, кто мог бы сыграть лучше.
Для Пьера Нинэ эта роль - очередной подарок судьбы. Мальчику определенно везет с предложениями. Образ весьма непростой. Создатели встречались с женой и детьми Филиппа, осталось множество видеосъемок, и показать младшего сына Кусто, не припудрив розовыми пузырями ряди хорошей памяти, не упустив действительно бунтарский нрав и сложные отношения с именитым отцом, весьма непростая задача. Но удалось. Филипп в исполнении Пьера заставляет смотреть на легендарного ученого, которым вот только пять минут назад восхищался, глазами ребенка, для которого важно как гордиться отцом, так и получать хоть какое-то тепло и внимание. Любовь-ненависть, восхищение-презрение - такие многогранные отношения переданы великолепно.
«Я хочу быть Филиппом Кусто, а не сыном Жака-Ива Кусто!» - с болью роняет герой Пьера, на что именитый отец недоуменно пожимает плечами: «Не знал, что это сложно». Драма отношений, принципиальные различия в отношении к девизу «цель оправдывает средства», кардинально разные идеалы. И все же... умиротворение и безусловное счастье, едва ты один на один с океаном. У обоих. Не был бы Филипп сыном Жака-Ива.
Одри Тоту, это хрупкое, небесное создание, я с трудом видела в роли весьма грубоватой Симоны, жены Кусто. Но на протяжении всего фильма она вызывала у меня исключительно восхищение. И тем огнем, каким горела ее героиня, и что не побоялась выглядеть весьма непривлекательно, и что создала настолько сочный женский образ, что тот не потерялся на фоне двух главных мужских. Не могу также не отметить отличную работу гримеров: Одри в старости выглядела весьма убедительно даже на огромном экране.
Резюмируя, скажу, что, на мой взгляд, у фильма есть единственный минус - совсем в стороне оставили отношения со старшим сыном, но в целом это один из лучших фильмов года. Удивительно цельная картина, продуманная до мелочей. Даже если вы не засматривались ТВ-передачами Кусто, этот фильм стоит просмотра. Как хорошая драма, как интересная история личности, да, впрочем, даже не одной, как ода приключениям и тяги к жизни, как просто невероятно красивое кино, которое еще не разучились снимать в веке высоких технологий, где актеры играют на фоне зеленых стен. Обязательно надо идти в кинотеатр, этот фильм однозначно не для ТВ.
Oksanchic CR
Перед отправкой уведомления рекомендуем прочесть страницу помощи (http://www.tvcok.ru/help/).
Пожалуйста, опишите возникшую проблему, отметив один из вариантов или указав другую причину.
Скопируйте код ниже и вставьте на свой сайт.
В этом случае вам могут приходить уведомления и для старых серий.